четверг, 15 января 2015 г.

Про школу и про нас.

Не ожидала, что короткое упоминание о нашей НЕшколе вызовет такой интерес:) Но раз так, расскажу с удовольствием. Сразу оговорюсь: никого не призываю, не агитирую и вообще не считаю, что вот так - правильно, и так- нет. Исключительно рассказ о себе, как так случилось и что из этого вышло. (фотографии не несут смысловой нагрузки, просто разбиваю текст, чтобы было легче читать)

Итак, вводные данные: я - педагог с высшим образованием и опытом работы в нестандартных образовательных учреждениях (до Асюшкиного рождения - частный детский сад, а сейчас - развивающий центр для детей). Ася - ребёнок ответственный, дисциплинированный, без проблем в обучении, с высокой познавательной активностью, но чувствительная, анализирующая и с повышенным чувством справедливости. Это наши данные.

А теперь ссылки на тех, кто совершенно не похож на нашу семью: мама троих деток, учащихся дома (очень хорошая статья про личный опыт, без всяких пугалок типа "школа -зло"). А ещё хочу дать ссылку на ЖЖ уникальной семьи с 6 детьми и опытом анскулинга - думаю, что этот вариант практически неприменим в нерелигиозной среде России, но почитайте по тэгу "анскулинг" (это полное отрицание школы), мама Яна замечательная! И дневник её очень тёплый. И просто мне лично приятно знать, что есть такие семьи:)

Начало. Ася в садик ходила с 3,7 до школы. Сад был прекрасный, но основное дошкольное образование она получала дома. Я занималась с ней с рождения много и разнообразно. В школу она пошла в 7,5 лет, в лицей. Проблем не было, училась сама и легко. Уроки не было смысла проверять:) Я слушала других родителей и не верила: " сидим до позднего вечера", "не успеваем", "а вы поняли, как решать?" - что это? Ася успевала и в лицее, и в музыкалке, в спортивной секции и ещё на всякие интересные занятия оставалось время.

Конечно, у меня были претензии к школе как Системе. Масса ненужных организационных моментов, "пожарная эвакуация": раздетых малышей в конце октября выгоняли на школьный двор, некоторые первоклашки терялись и плакали, невозможность отказа от школьного питания без справки врача (конечно, мы её взяли, потому что есть в столовой невозможно), всякие ОБЖ и ОЗОЖи, нарушения школьного режима (дети не выходили на перемену в коридор, класс не проветривался, контрольные могли быть в один день по 2-3 предметам, что недопустимо в принципе). Плюс какой-то мелкий идиотизм: не столько клеток отступил, допустил помарку/грамматическую ошибку в задаче = снижение оценки по математике при абсолютно правильном решении. Шестидневная учебная неделя, при этом на субботу ставят в расписание музыку и (!) прогулку, но явка обязательна. Продолжать можно бесконечно.
Переворот в моём сознании случился в середине второго класса: Ася заболела. А так как болеет она редко, то это было прямо-таки событием. Разумеется, я не нагружала её учёбой от слова "совсем". По прошествии 2-х недель я спохватилась...и мы прошли весь пропущенный материал за 3 дня без напряжения, как бы между прочим. И тут я подумала: а зачем вообще моему ребёнку надо терять СТОЛЬКО своего времени в школе? Ведь это время можно провести с бОльшей пользой и удовольствием!
Однако для окончательного принятия решения нам понадобилось почти 2 года. Я "зрела", убеждала Юру (изначально он был против, а мне хотелось осознанного согласия всей семьи), наблюдала за Асюшкой, слушала её рассказы про школу и учителей. А потом мы переехали, и вдруг паззл сложился. Я сменила работу (и теперь работаю вне дома всего несколько часов в неделю), Ася пошла в школу искусств на отделение "Искусство театра", где обрела прекрасный коллектив, новых подруг и талантливых педагогов. У неё неожиданно стало много КАЧЕСТВЕННОГО общения, и я перестала бояться, что при уходе из школы она замкнётся в четырёх стенах.
Мы всё обсудили и решили остаться в лицее до конца 4-го класса. Весь прошлый год у детей была не учёба,а сплошная профанация, подготовка к экзаменам (у нас его упорно называли ЕГЭ для морального давления на ребятишек). Я решила, что Асюшка должна получить этот опыт сдачи "нужного и важного". Сдавала она русский, 25 из 25 баллов,единственная в классе. Но при этом она не отличница и не ботаник по складу:) 1-2 четвёрки в году и при этом 2 диплома за победы на Всероссийских конкурсах (один творческий, другой литературный). 
По окончании началки мы забрали портфолио и отвезли Асю вместе с её "достижениями" в другой лицей. Директор полистала толстенную папку, улыбнулась и сказала,что такого ребёнка они рады принять (хоть мы совершенно не относимся к ним территориально). Лицей этот достаточно старый и хороший, но главное, что он лицензирован для обучения детей вне школьных стен.
На данный момент в нашем городе различают:
- домашнее образование (ребёнок болен, не может посещать школу временно или постоянно, учителя приходят на дом к нему). Оформляется только по показаниям врача
- дистанционное обучение (для детей с ограниченными возможностями и детей-спортсменов): ребёнок обучается школьными учителями по скайпу. Нам предлагали, но это привязка к компьютеру и расписанию, мы не захотели
- самообразование. Наш вариант на этот год. Ребёнок учится сам, в конце каждой четверти сдаёт предметы за всю четверть. Контрольная, тест, собеседование - на выбор учителя. 
- экстернат. Подумываем на следующий год. Ребёнок сдаёт весь предмет в годовом объёме сразу. Сдачи начинаются с декабря и по май. Сначала обычно сдают предметы "полегче", а сложные оставляют на весну.
Ещё практические моменты: Ася относится к конкретному классу (5-Б), у неё есть классный руководитель, учебники мы получили в библиотеке лицея, рабочие тетради купили сами. За "поступление" в лицей с нас денег не взяли (хотя это распространённая практика в нашем городе, называется "благотворительный взнос"), ежемесячных "попечительских" с нас тоже не берут. НО! Во многих городах родителям, самостоятельно обучающим своих детей, платит государство. На какой-то период эти выплаты прекращались, сейчас возобновились. В Саратове, конечно, денег нет(( Но я и не рассчитывала никогда на подобную манну от нашего государства. Просто раз уж спрашиваете, вдруг сами решите,а в вашем городе ещё и выплаты есть:)
И ещё конкретики. Асюшка учится в первой половине дня, во второй у неё театральная школа.Читает, пишет, решает. Что-то сама, что-то со мной. Многое читаем дополнительно: учебники составлены подчас просто безобразно! Отрывочные сведения, смешанные в кучу малу((( В целом учёба занимает у неё всего часа 2-3 в день.  При этом за четверть она проходит больше, чем успевают дети в классе (выяснялось на сдачах предметов учителям). Однако программу пока стараемся не опережать, а углублять.

Так как мы обе с ней организованные, то при отправлении в "свободное плавание" было легче составить график по дням: в понедельник - георгафия и английский, во вторник - математика и биология и т.д. В итоге же биологию, географию и обществознание Асюшка выучивает по 2-3 параграфа вместо одного за раз, в конце четверти остаётся лишь повторить. Зато математику можно решать когда угодно. Преподавательница посоветовала два задачника, которые превосходят учебник, мы скачали их и пользуемся. По русскому тоже вместо муторных упражнений я даю Асе темы для сочинений (прочла произведение по литературе - напиши). Так тренируется и грамотность, и умение излагать свои мысли на бумаге. К слову, преподавательница по русскому, прочтя сочинения за вторую четверть, по литературе выставила "5" автоматом:)

Из того, что ещё особенно радует меня:

- возродился живой интерес к учёбе. Раньше, в школе, познавательная активность начала угасать, у Аси появилось намерение "сделать от и до, ни капельки больше". Аргументы: "нам этого не задавали, это лишнее, вдруг я не запомню, вдруг я не успею доделать остальные уроки". Сейчас показателен пример: "Мам, давай поищем изображения египетских иероглифов, а то их было 700, а в учебнике показали только 10". Радуюсь.

- Асюшка высыпается, не устаёт за день, не носит на себе тяжеленный портфель, не проводит 1-2 часа в день в транспорте, не мёрзнет, не сидит в духоте и прочее. Как недавно сказала одна чудесная девочка узнав про наше обучение: "Это ж как здорово: захочешь в туалет - и отпрашиваться не надо!" Нам, взрослым, может и смешно... а на самом деле это важно. Не терпеть. Находиться в комфортных условиях.

- появилась возможность общаться с приятными людьми. Ася сейчас общается с теми,кого любит. И с теми, с кем её объединяют общие интересы. А не со случайными 30-ю детьми, собранными в один класс прихотью администрации. Я перестала каждый день выслушивать, как дрались/бесились/ругались мальчишки, как преподавательница О. (заслуженный учитель Росии, к слову) кричала на детей "Дебилы!" и т.д. и т.п. Сейчас Асюшка возвращается откуда-то и фонтанирует позитивом.

- прекратился ежедневный школьный стресс. Все спрашивают, ну вот мол, как же, она сдаёт порядка 13 предметов каждую четверть. Нервничает, наверное? Да, не буду скрывать. Волнуется. Особенно перед первой сдачей было. Но постепенно привыкает, осваивается. И поверьте, гораздо легче сдать такую "мини-сессию", чем писать ежедневно(!) контрольные, под давлением учителей, под песенку "если-класс-напишет-плохо-то-будет-переписывать-и-останется-после-урока". 

А вообще мы пока что в самом начале пути во всех смыслах:) Но главное, что этот путь приносит много радости. Просто так, каждый день.

37 комментариев:

  1. Арина, спасибо за познавательный и интересный рассказ о вашем способе образования. Ася - замечательная девочка и у нее чудесная мама.

    ОтветитьУдалить
  2. Да вы большие умнички, читаю и радуюсь за вас )

    ОтветитьУдалить
  3. Арина, спасибо большое за рассказ! в очередной раз задумываюсь о Системе и месте наших детей в ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И о нашем месте тоже.. и возможно ли всё изменить конкретно для себя.

      Удалить
  4. какие в молодцы!!!
    вот и я теперь задумалась...
    читала мнение психологов, что важны только первые три класса, а остальное и дома можно...
    буду еще искать информацию...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если честно, я не знаю, какие классы важны, а какие нет. Тут могут быть разные мнения. Я НЕ жалею, что Ася была в школе несмотря ни на что. По крайней мере, у неё опыт шире, она может аргументированно рассуждать, как лучше учиться.

      Но я общалась со взрослой девочкой,не ходившей в сад и окончившей школу в 15 лет - это свободный человек, умный и интересный. Выходит, и первые 3 класса не нужны:)

      Удалить
  5. Арина, меня раньше пугала тема домашнего образования.А после твоего рассказа я взглянула на это с другой стороны. У нас маразма в школе хватает - уроки учим со слезами, желания идти в школу нет с первого класса (сейчас мы во втором).... вообщем, завидую вам белой завистью)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, эта тема и меня пугала.Больше скажу, и сейчас пугает:) Вдруг я чего-то недодам, упущу? Но... надо бороться с неприятностями по мере их поступления. Случатся проблемы - будем их решать. Пока мы обе довольны.

      Удалить
  6. Как интересно и какие вы молодцы! И дочка и родители! Нам школа только предстоит, в этом году идем в первый класс. Домашнее обучение не рассматривали совсем, посмотрим как пойдет. В вашем случае, я так понимаю, все совпало - возможности мамы, интеллект дочки, возможно не все смогут так же, далеко не все, по ряду причин)) подбросила ложку дегтя))) Но очень здорово! Мои восхищения!!! А система образования у нас сейчас жуть конечно, педагоги в вузах просто в шоке - кто приходит учится, страшно за наше будущее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никаких ложек дёгтя, я и сама понимаю, что такой вариант, мягко говоря, не для всех. Более того, НЕшколу выбирают, как правило, по показаниям здоровья. Первый же вопрос ко мне от любого человека, узнавшего,что Ася учится дома: "Что, болеет?" И приходится долго объяснять, почему здоровый и умный ребёнок не ходит в школу:)

      Удалить
  7. Как я понимаю вас...а нашим детям приходится терпеть....и нам вместе с ними.....
    А вы молодцы! Рада за вас!

    ОтветитьУдалить
  8. Всем привет.... Нам только 6 лет ... в сентябре в школу... нам тоже предстоит домашнее обучение.. По врачебным показаниям... Очень интересный опыт....Пользуетесь ли вы размещёнными в интернете видеоуроками ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, у меня лично был короткий опыт домашнего обучения по показаниям здоровья. Всего 1 четверть, но это было замечательно:) Приходили учителя, с ними было интересно. Потому что учитель один-на-один - это совсем не то же самое, что учитель в классе.
      Мы видеоуроками не пользуемся пока, Ася хорошо усваивает прочитанное сама, а также хорошо понимает мои объяснения. Но в сети сейчас очень много полезной информации!

      Удалить
    2. Ариночка... Домашнее обучение для меня не новость Я педагог с 25.. летним стажем.( химия- биология). Но сейчас у нас нет выбора... Внук инвалид...Я не спец по первоклашкам...и не владею украинским....( а мы на украине) поэтому будем с приходящими учителями заниматься .... После начальной школы думаю и я тогда займусь им... я видела потеряных детей...Которые при домашнем обучении по просьбе мамашек сидели на уроках....

      Удалить
    3. Я точно знаю, что на Украине можно сдавать все предметы через интернет (много украинцев живут в других странах и так аттестуют детей). Мне кажется, бабушка-педагог с большим стажем - это огромная поддержка для при наличии приходящих учителей. Здоровья вашему внуку и лёгкой учёбы!

      Удалить
  9. Как интересно! И прекрасно! Завидую вам с Асей, Арина! Жаль что я не педагог и я никак не потяну домашнее((( ко всему я работаю от звонка до звонка и ребенок только в школе ( меня бесит эта ситуация но изменить я ее не могу, хотим только менять школу на более сильную иначе тут она вся расхлябается,
    Очень интересно бало почитать
    И еще почитала предыдущий пост - просто умнички как вы живете и путешествуете. Мечта а не жизнь) Арина а ты не думала о втором ребенке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эля, да, если родители работают с утра до вечера, ребёнку вариант только школа. Элементарно одиноко целый день сидеть дома. Я работала в первые 3 школьных годы Аси по полдня, и то не решалась на домашнее обучение.

      Удалить
  10. Очень интересный опыт! Узнаю, возможно ли в нашем городе такое... Сложность вижу только в финансах - содержать не кому, пока...

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за Ваш рассказ, очень интересно. Здорово что совпали Ваши возможности и умения. Желаю Вам уверенности в том что делаете. Ася - умничка !

    ОтветитьУдалить
  12. Очень инетересно читать про ваш опыт! И хорошо, что у вас все так совпало, и именно так все сложилось.

    ОтветитьУдалить
  13. Как все четко и ясно объяснено!
    Мне еще понравился нюанс (как показалось по тексту), что учителя не вредничают, а наоборот идут навстречу вам и это положительно скажется на учебе: и вам, и им польза ))
    А то моим друзьям о-о-о-чень мешали учителя школы, куда они приписаны были сначала, но удалось поменять школу ))
    Успехов вам и рассказы нам ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, ну насчёт идти навстречу- это не совсем так. Учитель, работающий в системе, в 99% случаев не понимает, зачем мы идём таким путём. И да, активно агитируют привозить ребёнка на уроки. И да, были комментарии, что дома не научишь...ну и ладно, улыбаемся и машем:) Вернее, слушаем и делаем так, как считаем нужным. Думаю, что постепенно все привыкнут.
      Правда, вот за вторую четверть по физкультуре ей поставили 4... за реферат о_О. Если честно, очень смешно, что именно физкультурник решил так самоутвердиться. Но я переживу,что у моей спортивной дочери не будет пятёрки по физре;)))
      И спасибо за пожелания!

      Удалить
  14. Дальнейших успехов в обучении. Я не против такого вида домашнего обучения, но лично я, как родитель, наверно и не справилась бы с таким-знаний бы не хватило(думаю).
    Как Вы планируете учиться в 9-11 классах....с физиками, химиями и прочими "сложными" предметами. Хватит своих знаний или , как вариант, будете обращаться за помощью к учителям???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо.
      Вы знаете, я честно не загадываю на 5 лет вперёд. Жизнь меняется порой за месяц, за день! Может, Ася захочет сама ходить в школу в обычном режиме. А может и нет... Сама я по специальности преподаватель биологии и химии, заканчивала одну из лучших физико-математических школ в городе, работаю в педагогическом коллективе, мама моя высококлассный специалист, педагог с 2 образованиями. Так что база имеется:) Но это всё вторично. Главное, как мне кажется, желание ребёнка учиться и брать ответственность за своё обучение. Если ребёнок знает, что ему нужно освоить материал, что списать/схалявить не получится, что на этих знаниях будут держаться дальнейшие - поверьте, ребёнок приложит 100% сил,чтобы понять и разобраться.

      Удалить
  15. Арина, прочла с большим интересом. Спасибо, что поделились. Ваш опыт очень радует. У нас школа еще впереди, но я как-то уже напрягаюсь на этот счет.

    ОтветитьУдалить
  16. Арина, спасибо огромное!! Уже после прошлого твоего поста мы все чаще стали говорить о домашнем обучении, а теперь то уж подавно! Мне конечно очень страшно, образования педагогического нет, детей много, и все с характером, а неприязнь к школе сильно развита ))) Поэтому опыты мам в домашнем обучении для меня бесценны! Читаю и набираюсь мужества))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анют, мне кажется, что если начали говорить,то не зря:) А насчёт педагогического образования -это же я рассказывала личный опыт. А так, почитать в сети - полно НЕпедагогов обучают своих детей дома. И отлично обучают, надо сказать! Главное - это решиться. А потом уже начинается процесс, и всё не так страшно.

      Удалить
  17. Арин, спасибо большое за пост! Жаль, что у нас это невозможно. У нас дети не посещают детсад, и знаешь, уже здесь приходиться отстаивать свои позиции.Такое ощущение, что тебя считают за дурака, который не в силе дать детям нужные дошкольные знания. Т.ч. я вам завидую))) Удачи во всем!

    ОтветитьУдалить
  18. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить